Оборудуем объект системой контроля доступа... пример установки

К нам пришел Заказчик

 

Наша компания занимается комплексными проектами по оснащению средних и крупных объектов техническими системами безопасности.
Около двух месяцев назад к нам обратились представители службы безопасности одного производственного предприятия с просьбой помочь в оснащении их объекта интегрированной системой безопасности.
Предприятие является промышленным производством и располагается на достаточно большой территории, на которой расположены производственные и складские помещения, а также два офисных здания. Вход на территорию осуществляется через центральную проходную. На предприятии работает около 1500 человек плюс 50-100 посетителей ежедневно.
Данный объект является достаточно типичным производством, поэтому на его примере хотелось бы поделиться опытом установки интегрированной системы.

 

Что Заказчик хочет

 

На момент обращения, из технических средств на объекте в каком-то виде были уже установлены система пожарной сигнализации и система видеонаблюдения. К сожалению, средств на модернизацию этих подсистем на данном этапе выделено не было, и, Заказчик ставил вопрос об установке системы контроля доступа и охранной подсистемы. В будущем планируется модернизация и интеграция системы видеонаблюдения в устанавливаемую систему.
Основные пожелания к новой системе Заказчик сформулировал следующим образом:

  • Система должна быть Российского производства. Это снимает сразу несколько проблем, связанных с адаптацией под наши условия эксплуатации, быстрой поставкой оборудования, оперативностью решения возникающих вопросов с оборудованием и программным обеспечением и т.д.
  • Надежность системы. Этот пункт без комментариев. Всё - таки речь идет о системе безопасности, и надежность здесь, пожалуй, самый важный показатель.
  • Удобство работы с системой. На это условие также был сделан определенный акцент, поскольку помимо администратора, отвечающего за всю систему, с ней будут работать и простые охранники, которые должны быстро освоить необходимые функции и уметь оперативно управлять системой.
  • Адаптация системы под специфические требования Заказчика. У предприятия в ближайших перспективах планируется достаточно тесная интеграция системы безопасности с системами учета кадров и бухгалтерскими программами. Поэтому одним из пожеланий была возможность написания дополнительных программных интерфейсов обмена с внешними программами и создания специальных программных модулей, реализующих специфические требования Заказчика.
  • Единый интерфейс при работе с подсистемой контроля и управления доступом и охранной подсистемой. Поскольку служба безопасности будет работать с обеими этими подсистемами, необходимо единое программное обеспечение, из которого возможно программирование, мониторинг и управление этими как функциями системы доступа, так и функциями охранной сигнализации.

Выслушав все пожелания относительно системы, мы предложили Заказчику обратить внимание на систему ParsecNET, выпускаемую под торговой маркой Parsec®.

В ходе дальнейшего обсуждении прорисовался более конкретный круг задач, которые Заказчик собирается решать с помощью устанавливаемой системы:

 

  • Ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию предприятия. Видеоверификация входящих через турникеты на проходной.
  • Разграничение доступа в различные помещения, расположенные на территории объекта.
  • Организация охранных областей на производстве, в складских помещениях и в офисных зданиях.
  • Учет рабочего времени сотрудников.
  • Создание табелей с предоставлением информации в отдел начисления заработной платы.
  • Организация бюро пропусков на проходной для оформления временных пропусков на посетителей.
  • Подготовка и печать пропусков на пластиковых картах, выдаваемых сотрудникам и посетителям.

Мы познакомились с вышеприведенным списком и еще раз убедились, что предложенная нами система ParsecNET позволит оптимально решать все задачи, возлагаемые Заказчиком на систему. В ходе дальнейшего общения также выяснили, что в плане организационного подхода служба безопасности планирует обеспечить работу круглосуточного поста охраны, осуществляющего мониторинг и оперативное управление системой. Кроме этого, системой будут пользоваться: бюро пропусков, сотрудники отдела кадров и бухгалтерия. Ну и естественно, планируется выделить отдельного технического сотрудника службы безопасности, который будет заниматься программированием, настройкой, и контролем за работой системы.

 

Знакомство с объектом

 

После получения всех начальных сведений об объекте и основных пожеланий Заказчика, представители нашей компании посетили данное предприятие для предварительного осмотра, знакомства с текущей организацией работы службы безопасности, определения степени подготовленности объекта для установки системы и т.д.
Объект представлял собой огороженную территорию с находящимися на ней двумя 5-и этажными офисно - административными зданиями, производственным корпусом площадью около 4000 кв.м. и складскими помещениями площадью около 2000 кв.м.
Не будем вдаваться в излишние подробности, отметим лишь, что с точки зрения имевшихся на тот момент кабельных коммуникаций объект нам понравился. Между офисными зданиями, производством, складом и КПП уже была реализована либо локальная сеть, либо имелись свободные линии связи, которые можно было использовать для объединения устанавливаемого оборудования в единую систему.
Центральный пост охраны, откуда планировалось вестись оперативное наблюдение и управление системой, располагался в одном из административных зданий. В здании проходной располагалось бюро пропусков. В каждом из административных зданий имелись серверные комнаты, куда были сведены все компьютерные коммуникации.

 

Как видим мы реализацию системы

 

Получив необходимые сведения об объекте и имея требования Заказчика, мы смогли оценить структуру и объем системы.
Это должна быть достаточно крупная распределенная интегрированная система, включающая в себя около 70 точек доступа и 150 охранных зон. Большинство точек прохода будут односторонними, однако те точки, по которым будет осуществляться учет рабочего времени или которые должны обеспечивать работу функции антипассбэка (например, турникеты на проходной), будут естественно двусторонними. Исходя из особенностей использования охранной подсистемы в ряде мест необходима установка клавиатур с ЖК-дисплеями для возможности автономного (на месте) управления функциями охраны.
Должно быть реализовано как минимум 4 рабочих места, с которых будет производиться работа с системой: место администратора (скорее всего, на сервере системы), рабочее место на центральном посту охраны, в бухгалтерии и в бюро пропусков.
На каждом из рабочих мест предполагается использование различных функций и модулей системы, что легко достигается разграничением прав пользователей системы. Например, на проходной будут использоваться функции видеоверификации и модуль "АРМ бюро пропусков". Для бухгалтерии основной интерес будут представлять формируемые отчеты и модуль учета рабочего времени, и т.д.
Имея достаточное количество сведений об объекте, и, представляя структуру и особенности необходимой системы, наш отдел приступил к детальной проработке проекта и формированию на основе него коммерческого предложения по оснащению объекта интегрированной системой безопасности.

Выбор компонентов системы

Поскольку система ParsecNET поддерживает распределенное подключение оборудования (контроллеры могут подключаться к любому ПК, работающему в рамках системы) реализация системы на таком рассредоточенном по территории объекте не составила никакой трудности. Мы предложили следующее решение:

  1. Центральная проходная. Установка трех турникетов с контроллерами NC-5000, поддерживающими до 5000 пользователей и имеющие функцию запрета двойного прохода (антипассбэка). Дополнительно один контроллер, обслуживающий въезд на территорию транспорта. Плюс к этому две точки прохода во внутренние помещения, защищаемые с помощью контроллеров NC-1000. Охранные зоны обслуживаются одним контроллером AC-08, с подключенной к нему клавиатурой AKD-01 для возможности автономной постановки/снятия зон и мониторинга их состояния. Все эти контроллеры подключаются через ПК-интерфейс NI-A01 к компьютеру, установленному в бюро пропусков. На данном ПК организуется рабочая станция системы, с которой производится печать карт (модуль "Arphim") и выдача временных пропусков (модуль "АРМ бюро пропусков").
  2. Офисно - административные здания. В каждом из зданий организуются односторонние точки прохода для доступа в отдельные кабинеты и на лестничные площадки на каждом из этажей. Доступ на лестничные площадки ограничиваем с помощью всё тех же NC-5000, а в кабинеты с помощью контроллеров NC-1000. (базы на 1000 пользователей хватит с большим запасом, поскольку в каждый из защищаемых кабинетов имеют доступ только ограниченный список персонала). В общей сложности в обоих даниях получилось 46 точек прохода и 93 охранных зоны (для их обслуживания устанавливаем 6 шестнадцатизонных контроллеров AC-08, с подключением к ним клавиатур AKD-01). В первом здании все контроллеры подключаем через центральный контроллер сети CNC-08 к компьютеру, который будет являться сервером системы и установленному в серверной комнате. В другом здании через такой жеCNC-08 к компьютеру, установленному на посту охраны. С этого ПК (еще одной рабочей станции системы) будет вестись круглосуточный мониторинг и управление системой. Кроме того, еще одна рабочая станция будет установлена в бухгалтерии для использования модулей отчетов и учета рабочего времени системы. Такое количество контроллеров, в принципе, можно было бы подключить и с помощью более дешевых ПК-интерфейсов NI-A01. Но в этом случае нам пришлось бы "петлять" линией RS-485 (на которую подключаются контроллеры) по всем этажам. При использовании CNC-08, который позволяет подключить к одному ПК 8 линий RS-485 мы сможем завести на каждый этаж свою линию, организовав структуру типа "звезда". Экономия средств на прокладку кабелей при таком подходе в несколько раз превысит разницу в стоимости интерфейсов.
  3. Производство и складские помещения. На производстве и в складских помещениях организуются точки прохода, ограничивающие доступ в служебные помещения. В общей сложности получилось 18 точек прохода. Также в этих двух зданиях организуется почти 50 охранных зон. Поскольку свободные линии связи между этими зданиями и офисно - административными уже были, мы приняли решение подключать всё оборудование к центральным контроллерам сети, установленным там (на каждом изCNC-08 были задействованы лишь 5 из 8 имеющихся линий - по одной на каждый этаж).

Мы намеренно не приводим здесь список всего сопутствующего оборудования (датчиков, кнопок, замков и т.д.) и запасных элементов (которые позволят оперативно вернуть работоспособность системы), поскольку спектр этого оборудования для такой системы достаточно велик, и к тому же эти устройства практически не влияют на подход к организации структуры системы и выбору основного оборудования.
Некоторое время ушло на согласование проекта, его стоимости, потом на составление договора и его подписание. Наконец, Заказчик сообщил нам об оплате и мы приступили к следующему этапу - закупке оборудования и монтажу системы.

 

Монтаж системы

 

Что нас в очередной раз порадовало, что практически всё необходимое нам оборудование Parsec® оказалось у поставщика на складе. То, чего не хватало было доставлено нам в течение двух дней. Впрочем и со остальным дополнительным оборудованием, включая турникеты, проблем не возникло. Для экономии времени читателя процесс "прохождения" стен, установку лотков для кабелей, развешивание охранных датчиков мы опустим. Остановимся лишь на особенностях, связанных со спецификой объекта и системы. В каждый контроллер был установлен резервный аккумулятор (в корпусе контроллера для него специально есть месть) для сохранения работоспособности системы даже при пропадании основного питания. Ставить отдельные источники питания не пришлось, поскольку встроенный в контроллер источник способен питать даже мощные электромагнитные замки. На въезде установили два "дальнобойных" считывателя NR-A07 для того, чтобы водители смогли предъявлять свои карты, не вылезая из автомобиля.
Пока полным ходом шел монтаж системы, параллельно велись работы по установке программного обеспечения, созданию графических планов и т.п. Самый трудоемкий процесс по созданию базы персонала в системы удалось сильно сократить. Дело в том, что на предприятии в электронном виде уже существовал список всех сотрудников, и с помощью входящей в комплект ПО утилиты PersImp этот список было быстро импортирован в базу системы. Оставалось только назначить права доступа каждому из сотрудников.
Поэтому, процесс установки и предварительной настройки ПО завершился гораздо раньше, чем успели смонтировать всё "железо".

 

Запуск системы и подготовка персонала

 

Несмотря на то, что мы всего лишь пару раз до этого ставили интегрированную систему ParsecNET, а такого масштаба и вовсе впервые, никаких сложностей в процессе настройки и запуске системы не возникло. Через 3 дня вся система уже жила нормальной жизнью. Помощи поставщиков и тем более производителя системы не потребовалось. Мы считаем, что в первую очередь, это объясняется очень четко продуманной идеологией системы. Всё оборудование работает очень чётко и исключительно надежно. Интерфейс программного обеспечения, несмотря на широкую функциональность, прост и понятен. Даже сотрудники службы безопасности, следившие за выполнением данного этапа сразу это отметили.
Единственное, мы обратились к производителю, а он, в свою очередь с большим удовольствием согласился провести бесплатное обучение всех сотрудников, которые будут работать с системой, включая полную подготовку будущего администратора системы.

 

Что же в итоге

 

Проект был сдан в срок. И мы, и самое главное Заказчик остались очень довольны тем, что сделали. Безусловно не обошлось без небольших "накладок" и трудностей. Но это настолько незначительные моменты при создании системы такого уровня, что на них даже не обращаем внимания.
Заказчик получил именно то, что хотел, и в ближайшем будущем планирует еще расширить систему, связать её с существующей системой видеонаблюдения, а также заказать разработку дополнительного модуля, который необходим для интеграции с бухгалтерской системой.
Мы же, в свою очередь, еще раз убедились, что российские системы не уступают ни по качеству, ни по функциональности иностранным системам. При этом они имеют, на наш взгляд, ряд преимуществ, связанных с большей приспособленностью систем к российским условиям эксплуатации, близостью и доступностью производителя, что позволяет оперативно получать техподдержку и не вызывает больших задержек с поставкой оборудования.

Статья опубликована в журнале "Все о Вашей безопасности" - 2004г, №2